Горячие новости  

Альманах Снежный Ком
Новости культуры, новости сайта Редакторы сайта Список авторов на Снежном Литературный форум Правила, законы, условности Опубликовать произведение

 



похоронное бюро

 

 

* 2007-06-13   [0]

Анна Керн: любовь и диагноз.

 



Не на пустом месте возникла пословица: «Убереги меня, Господи, от друзей, а от врагов я и сам уберегусь». Особенно актуальна она была летом и осенью 1825 года для Александра Сергеевича Пушкина.



 

















За чересчур язвительные и вольнолюбивые стихи поэт был наказан ссылкой в село Михайловское. А что такое ссылка для Пушкина? Он был изъят из привычной и необходимой ему культурной среды, помещен туда, куда и письма-то доходят через раз, где и поговорить-то не с кем. В век интернета трудно представить себе полнейшую изоляцию человека, оказавшегося в сельце под Псковом!



Естественно, поэт рвался на свободу. И тут уж возникали самые неожиданные проекты. Его друг, Алексей Вульф, предложил увезти с собой Пушкина за границу под видом крепостного слуги. Были и другие затеи, но все, к счастью, ограничилось обсуждениями. Но один вариант друзьям Пушкина так понравился, что его практически пустили в ход и создали немалую суматоху.



Трудно сказать, что послужило поводом к неожиданному диагнозу, по поводу которого все принялись бить тревогу. Пушкин был молод, здоров, как бы теперь сказали — спортивного сложения, много плавал и ездил верхом, увлекался фехтованием. Но в переписке все чаще стало появляться слово «аневризм» (или «аневризма», тогда заимствованные слова на глазах меняли род). (В словаре Даля оно объясняется так: «растяжение, расширение боевой жилы (артерии); кровеная-блона».) Все пушкинские друзья и родственники вдруг забеспокоились, что этот самый непонятно откуда взявшийся аневризм вдруг сведет его в могилу.















Вот что писала мать Пушкина, Надежда Осиповна, с одобрения его друга, Василия Жуковского, на имя Александра I: «Государь, вопрос идет об его жизни. Мой сын страдает уже около 10 лет аневризмом в ноге. Вначале он слишком мало обращал внимания на эту болезнь, и теперь она угрожает его жизни каждую минуту, в особенности потому, что он живет в Псковской губернии — в месте, где совершенно отсутствует врачебная помощь. Государь! Не отнимайте у матери предмета ее нежной любви! Благоволите разрешить моему сыну поехать в Ригу или в какой-нибудь другой город, какой угодно будет вашему величеству приказать, чтобы подвергнуться операции, которая одна еще дает мне надежду сохранить его».



Вот и возникло в пушкинской биографии название нашего города.



В других письмах, правда, речь идет о Пскове, что у Пушкина тоже не вызывало восторга: «Псков для меня хуже деревни, где по крайней мере я не под присмотром полиции»... Но так или иначе сам Пушкин отчаянно сопротивлялся этим попыткам его исцелить и отказывался ездить к докторам.



Что не удивительно — никакого аневризма у него не было, и первый же опытный врач поставил бы суровый диагноз: симулянт здоров и может просидеть в своем Михайловском без медицинской помощи еще очень долго. Друзья, желая хоть как-то вытащить поэта из глуши, явно перегнули палку... А сам он писал Жуковскому с тем расчетом, чтобы письмо можно было показать близким к Александру лицам:



«Я справлялся о Псковских операторах (имеются в виду хирурги); мне указали там на некотораго Всеволожскаго, очень искуснаго по Ветеринарной части и известнаго в ученом свете по своей книге об Лечении лошадей... Дело в том, что 10 лет не думав о своем Аневризме, не вижу причины вдруг о нем разхлопотаться — я все жду от человеколюбиваго сердца Императора, авось-либо позволит он мне современем искать стороны мне по сердцу и лекаря по доверчивости собственнаго разсудка, а не по приказанию высшаго начальства».



Но настал день, когда диагноз Пушкину потребовался...



В середине июля Пушкин писал своему другу Плетневу: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет его Венецианскую ночь на голос гондольерскаго речетатива; я обещал о том известить милаго вдохновеннаго слепца. Жаль, что он не увидит ее, но пусть вообразит себе красоту и задушевность; по крайней мере, дай Бог ему ее слышать!»



Эта прелесть была Анна Петровна Керн, супруга пожилого генерала Ермолая Керна, в то время — военного коменданта Риги. Ее отдали замуж, когда ей еще не исполнилось семнадцати. Семейная жизнь не заладилась. Скитания по гарнизонам — Анна за недолгий срок успела пожить в Дерпте (Терту), Риге и Пскове — были обременительны. Юная генеральша безмерно тосковала и норовила при первой возможности уехать от мужа — к друзьям, к родственникам, куда угодно, лишь бы подальше...



Анна Керн и Пушкин впервые встретились в 1819 году в Петербурге, но не обратили друг на друга особого внимания. Потом, живя на Украине, в Лубнах, у родных, Анна подружилась с соседом — поэтом и помещиком Аркадием Родзянко, а он переписывался с Пушкиным. Генеральша приняла участие в этой шутливой переписке, а потом устроила так, чтобы летом 1825 года поехать в гости к своей тетке Прасковье Александровне Вульф-Осиповой в Тригорское — то есть фактически в гости к Пушкину, который живмя жил у друзей в Тригорском.



В Тригорском она провела месяц. Каждый день Пушкин приезжал в гости, а накануне отъезда подарил Анне первую главу «Евгения Онегина». Между страниц лежало стихотворение, ставшее хрестоматийным: «Я помню чудное мгновенье...»



19 июля Анна Петровна с теткой, Прасковьей Александровной, и с кузинами уехала в Ригу. Все окружение Пушкина было уверено, что тетка нарочно увезла красивейшую из своих племянниц во избежание бурного, в стиле Пушкина, романа. Но Анна Керн дала Пушкину разрешение писать ей письма, и уже 21 июля было отправлено первое из них.



Прасковья Александровна, обожавшая Пушкина, прекрасно понимала, что этот роман сильно осложнит жизнь и ему, и племяннице. Возможно, примешалась и легкая ревность. Поэтому тетушка сделала все возможное, чтобы помирить Анну и ее законного супруга.



Пушкин ревновал — не понять, в шутку или всерьез. Пушкин острил по поводу еще не знакомого ему Керна и от души желал ему новых приступов подагры. Прасковья Александровна меж тем нашла для Пушкина рижского хирурга, некого Руланда, и тут-то поэт призадумался. В Псков ехать он не желал, звать врача к себе в Михайловское — тоже, но вот поездка в Ригу... встреча с супругой рижского военного коменданта...



Впрочем, операции он упорно не желает — псковские врачи рассказали ему, что потом его ждет постельный режим, и надолго, и он сообщает от этом чуть ли не всем своим корреспондентам, уверяя, что в таком случае умрет не от аневризма, а от скуки. Хотя выбраться в Ревель или Ригу было бы неплохо — оттуда можно каким-либо образом удрать за границу!



Но план такого побега должен соблюдаться в секрете. Пушкин же так активно требовал у своего брата и у издателей денег, что поползли слухи: деньги ему нужны для побега.



А дальше забурлили страсти. Прасковья Александровна, видя, что активная переписка с поэтом может опять поссорить племянницу с мужем-генералом, в конце концов сама поссорилась с Анной Керн и уехала в Тригорское.



В начале октября 1825 года Анна Петровна опять побывала в Тригорском, уже вместе с Ермолаем Федоровичем, который помирил ее с тетушкой. Пушкин, более остроумный, чем был в состоянии вынести генерал, очень старому служаке не понравился.



Переписка на французском языке продолжалась, и неизвестно, куда бы она завела поэта, но, во-первых, Керн уехала в Петербург, успев еще из Риги послать Пушкину в подарок последнее издание Байрона, а во-вторых, случилось 14 декабря 1825 года. Он, уже сев в сани, чтобы ехать в Санкт-Петербург к друзьям, чудом остался в Михайловском — вернулся, потому что дорогу ему перебежал заяц. И поэтому не стал участником декабрьских событий, не был посажен в Петропавловскую крепость и избежал Сибири.



Возможно, мы больше знали бы о планах пушкинского путешествия, если бы сохранились ответные письма Анны Керн. Но, скорее всего, ожидая неприятностей в связи с делом декабристов, Пушкин уничтожил немало из своей переписки с близкими людьми.



В дальнейшем Анна Петровна рассталась с мужем, поселилась в Санкт-Петербурге и была связана с литературно-семейным кружком, в который входил и Пушкин. Очевидно, их поэтически-почтовый роман все же получил развитие — в письме Соболевскому (конец марта 1828 года) Пушкин недвусмысленно сообщает о близких отношениях с Керн. Они остались друзьями и после женитьбы поэта.



Что же касается Риги — Пушкин умудрился побывать у нас виртуально. Его приятель Вульф, учившийся в Дерпте и бывавший в Риге, привез ему в подарок череп. Непонятно, где он этим сокровищем разжился на самом деле, но пушкинское воображение явило ему не более не менее как... Домский собор с его множеством эпитафий на стенах:



«Покойником в церковной книге



Уж был давно записан он



И с предками своими в Риге



Вкушал непробудимый сон.



Барон в обители печальной



Доволен, впрочем, был судьбой,



Пастора лестью погребальной,



Гербом гробницы феодальной



И эпитафией плохой».



Трагикомическая история о похищении баронова скелета, изложенная пятистопным ямбом, входит во все собрания сочинений Пушкина. Череп же он подарил барону Дельвигу, своему лицейскому товарищу, утверждая в стихах и в прозе, что это останки его грозного предка. Может, и так — Пушкину виднее. Нам же остается радоваться тому, что хоть и не он самолично, но его муза у нас побывала.



www.chas-daily.com/win/2007/06/13/g_001.html?r=33





00:36:09  Chinchillka...


Незарегистрированные пользователи не могут добавлять комментарии

 

Архив новостей    

 

 

Регистрация Забыли пароль?
запомнить на этом компьютере
Самые-самые...




Проверка слова

gramota . ru

 


новости | редакторы | авторы | форум | кино | добавить текст | правила | реклама | RSS

27.03.2024
Назаров резко ответил Смольянинову после его русофобских песен в Америке
Смольянинов выступил возле российского посольства в Вашингтоне.
27.03.2024
Юрий Назаров: Пугачева, Галкин и Макаревич - нелюди и одного места лизы
Уехавшие артисты абсолютно проигнорировали теракт и трагедию, произошедшую в подмосковном «Крокус Сити Холле».
27.03.2024
Группа «Пикник» переопубликовала песню «За невинно убиенных»
Музыканты сопроводили композицию видеорядом со свечой.
26.03.2024
Итальянского певца Pupo не пустят на фестиваль Бельгии из-за концерта в РФ
На сцене Государственного Кремлевского дворца 15 марта состоялся концерт «Большой бенефис Pupo. В кругу друзей» с участием известных российских артистов.
26.03.2024
Русский Прут. Красную армию не остановил даже «майор Половодье»
Гитлеровские войска от русских прикрывали не только грязь и бездорожье, но и шесть (!) рек — Горный Тикеч, Южный Буг, Днестр, Реут, Прут, Сирет. В течение месяца эти реки были одна за другой форсированы частями 2-го Украинского фронта.