В русском языке есть такое выражение «Огонь, вода и медные трубы». Это три компонента, которыми все настоящие русские герои проверялись, так сказать, на вшивость. Обычно, с огнем и водой все проходило без проблем, а вот на этих самых медных трубах многие ломались — не всем по плечу было испытание популярностью. Увы и ах, слава портит людей, это всем известно. И не в последнюю очередь это относится к людям творческим, тем же писателям. Халтурить они начинают, короче говоря.
Только не думайте, что я это уже о «Черновике» говорю. Это я вас просто погружаю в ситуацию, в которой оказался уважаемый Сергей Лукьяненко. Слава, которая пришла к нему после выхода на киноэкраны экранизации его романа «Ночной дозор», сыграла с ним злую шутку. Да, в результате такой маштабной «раскрутки» его книги открыли для себя тысячи новых читателей, что не могло не отразиться на благосостоянии автора. Но и сам он теперь оказался на «острие атаки». Приобретя новых читателей, он вполне может потерять старых фанов, которым не по душе шумиха, подятая вокруг его книг. Общеизвестно: культ — он до тех пор культ, пока число его адептов ограничено. В противном случае, это уже ширпотреб. А число читателей Лукьяненко определенно растет, и теперь он, подобно минеру, потерял право на ошибку. Преданные поклонники — самые беспощаднные существа! Один неверный шаг, одна халтура — и не миновать упреков: «Все, Сеня! Спекся!» Уже сейчас на различных форумах можно прочитать нелестные отзывы о его творчестве: для некоторых он недостаточно глубок, у других — излишне философичен.
И обидно, что за всей этой мишурой многие забывают главное — Лукьяненко действительно хороший писатель. Которому вовсе не нужны все навязанные ему эпитеты, типа «культовый», «модный» и «раскрученный» для того, чтобы продолжать писать хорошие интересные книги.
Это лишний раз демонстрирует «Черновик». Роман не входит ни в одну из уже имеющихся серий, но скорее всего является началом новой. Здесь, как всегда у Лукьяненко, хорошая интригующая завязка: главный герой Кирилл приходит домой и обнаруживает, что в его квартире живет какая-то незнакомая женщина. Соседи, впрочем, еще узнают его, а новую обитательницу квартиры объявляют самозванкой. Впрочем, уже на следующий день Кирилла начинают забывать друзья и коллеги по работе, а через неделю не вспомнят и родители. Его паспорт превращается в труху, из разнообразных контор исчезают документы с его именем, даже мобильный телефон оказывается оформлен на фамилию все той же тетки, настырно оккупировавшей его квартиру.
Разворачивающиеся дальше события описывать, пожалуй, не стоит, дабы никого не лишать удовольствия от чтения. Стоит только добавить, что Лукьяненко вновь обратился к своей любимой теме. У каждого писателя есть любимый «стержень», на который он насаживает различные сюжеты. У Лукьяненко это — противопоставление «мы и они». Причем, «они» — это обычные люди, а вот «мы»... «Мы» — это Дайверы, Иные, Спецы, теперь вот еще и Функционалы. Прошу любить и жаловать. 2005-12-30 Лео |