Можно подумать, что авторы, выпустившие свою первую книгу под грифом «боевик» и будут продолжать в том же духе. Также заваливать читателей кучей образов, очень хорошо и красиво выписанными фразами, вперемешку с ненормативной лексикой. И сюжетом — очередной супергерой «ставит всех, кого следует, в позу пьющего оленя» и после в мире воцаряется порядок.
Но нет, второй свой роман авторы сделали умереннее, ровнее и спокойнее.
Улочки Старого Города, Блистающий на берегу «Солнечный Камень» в Пардаугаве (во время событий, происходящих в книге, его ещё строили), завод «Радиотехника» в Иманте, запущенность «Саркандаугавы» — вот то немногое, что узнает каждый в этом городе, кто живёт здесь. И всё это обильно сдобрено размышлениями о жизни этой страны, города, местными реалиями. О том, как живут русскоязычные, которых после развала СССР тут осталось предостаточно.
Авторы в течение всего романа описывают жизнь «имантских панков», убегая уже в почти забытые или забываемые девяностые годы полного хаоса и беспредела, когда Латвия выходила на новые горизонты со скрипом, треском и постоянно запиналась о внутренние проблемы, в большинстве своём создаваемые людьми, стоящими у руля государства. Много Гаррос-Евдокимов говорят о растерзанных и, в большинстве своём, навсегда утраченных культурных ценностях, которые сейчас никому не нужны. О фактически глобальном отупении и узколобости. Даже людей, занятых в интеллектуальной сфере. И развивают тему этого парадокса, излагая свою мрачную точку зрения.
Главный герой романа теряет друзей. Они оканчивают жизнь самоубийством. Их убивают. Одного за одним. Нет следов, нет свидетелей. Его подозревают в совершении преступлений. Странные письма, приходящие на e-mail из интернет-салонов, паутина, сплетаемая кем-то вокруг него, агрессивный следователь, который не верит ни единому его слову. И он берётся самостоятельно расплести эту запутанную и непонятную сеть. Прошлое усиливающимся эхом врывается в его жизнь, ломает и переворачивает вверх тормашками застоявшееся болото, ставит лицом перед проблемой доказать, что не ты виновен в смерти множества людей, тебя окружающих. Остаётся одно — идти до конца.
Роман «Серая слизь», вторая книга творческого дуэта рижан Гарроса-Евдокимова, написан в лучших традициях а-ля «Бойцовский клуб». Тонкая сюжетная ниточка, ручейком протекающая через полновесный роман заставляет читателя находиться в напряжении, постоянно давая надежду узнать на следующей странице «Да что же там всё-таки происходит?», но, каждая ведущая якобы к разгадке мелочь, только ещё больше запутывает, заставляя его изнывать, ломать голову, сопереживать. А ложная развязка, находящаяся неподалеку от настоящей, просто загоняет в ступор ничего не подозревающего читателя.
Если говорить о литературных новинках года, то эта книга попадает под категорию «Лучшие романы года». Советую всем и не думаю, что окажусь хоть на толику неправ, называя эту книгу одной из тех, которые действительно «цепляют». 2005-09-17 [cyber]form |