Правда вообще очень грустная штука
«Живи!»
Всякую хорошую книгу можно сравнить с часовым механизмом, который тщательно, деталь за деталью, собирал часовщик-автор, неделями выверяя расстояния и размеры.
Читать такую книгу — всё равно, что рассматривать тот самый механизм под прозрачным футляром часов, вроде бы и не видно всего, и не каждый поймёт, как что устроено, а сомнений нет — механизм работает исправно, часы получились отменные, врать не станут.
«Живи!», бесспорно, книга хорошая. Но только устроена она совсем иначе. Представьте, будто прямо на улице два сорванца устроили диковинное представление: взялись собрать часовой механизм у всех на виду. Публика смотрит с недоверием, уж больно молоды мастера, да и развлечение непривычное. Шестерёнки, болтики, колёсики, пружинки и анкеры неаккуратно рассыпаны перед часовщиками, которые берут их не глядя, рисуясь и важничая, и ловко находят для каждой детали своё место в механизме. Если подойти поближе, можно рассмотреть, что все эти шестерёнки и пружинки очень разные, какие-то явно успели уже отмерить время в других часах; есть и удивительные и ни на что не похожие, — новёхонькие, блестят странно и непривычно.
Наблюдать за работой часовщика — развлечение не для всех. Довольно скоро публика начинает скучать, некоторые позёвывая уходят, другие отмечают, что мастера работают порой до ужаса неловко, и пророчат им неуспех. Не слишком ли много деталей? Зачем столько анкеров, когда хватит одного? А эти шестеренки, не слишком ли велики?
Впрочем, многие следят за представлением с интересом. Пусть ребята и ошибаются иногда, даже роняют детали прямо на мостовую, а зрелище всё равно завораживающее. Один начинает вдруг жонглировать шестерёнками, второй подмигивает и достаёт какие-то детали прямо из рукавов. Действуют они слажено, улыбаются обаятельно. Ошибки и некоторую скованность движений тут же хочется простить и забыть.
Но даже тех, кого это удивительное зрелище увлекло, беспокоит один вопрос: пойдут ли часы?
Вернёмся в реальный мир, где нет ни часовщиков, ни публики, ни даже вас, а есть только я — какая-то девочка, которая читает в метро роман «Живи!».
Написана книга мастерски, авторы умеют и любят работать со словом, уверенно создают яркий, живой мир, который не читаешь, а видишь, чувствуешь и иногда даже слышишь. При этом авторы время от времени экспериментируют без всякого стеснения, и эксперименты эти прекрасны — например, Первая рисованная глава. К сожалению, чувство слова как будто изменяет им иногда и среди полновесных, густых, ярких первых глав и прояснений случаются словно написанные в спешке, схематичные и неаккуратные.
Роман устроен таким образом, что сюжет как бы течёт сам по себе, незаметно и ненавязчиво. Он позволяет рассмотреть мир книги, героев, множество мелких деталей со всех сторон и убедиться, что все персонажи — настоящие живые люди.
В сюжете достаточно слабых мест, которые я перечислять не возьмусь, но самое неудачное, на мой взгляд, — подводка к кульминационной сцене на площади. Возникает впечатление, что авторы просто не знали, как же собрать всех в нужном месте в нужное время. Потому герои просто появились там, куда им было велено прийти.
Впрочем, как я уже говорила, сюжет в этой книге — не главное. Что же до главного, то здесь замечательная штука получается: «Живи!» очень яркий пример книги, в которой не важно, что же именно хотел сказать автор. Она достаточно многогранна, чтобы читатель мог не обращать внимание на такие мелочи. Это, я считаю, серьёзное достоинство (хотя зачастую такое случается помимо воли автора).
Совершенно не удивительно, что отзывы на «Живи!» очень противоречивы. И дело не только в том, что авторы не ставили перед собой цель развлечь кого-то, и время от времени так увлекались формой, что забывали о необходимости поддерживать внимание читателя. Дело ещё и в том, что «Живи!» — не совсем фантастический роман или даже совсем не фантастический. Те, кто не знал об этом заранее, вероятно будут разочарованы.
Но вот вопрос: заработал ли механизм, собранный сорванцами-часовщиками? Движется ли секундная стрелка или это солнечный луч отразился в стекле? Нет, вам оттуда не рассмотреть, придётся самим подойти поближе и полюбоваться на работу мастеров. Читайте! 2009-02-08 reload |