Свежие новости   Книги

Альманах Снежный Ком
Новости культуры, новости сайта Редакторы сайта Список авторов на Снежном Литературный форум Правила, законы, условности Опубликовать произведение
 

 



курсы стероидов

Книжная полка

Вы читаете книги - те, что в магазинах продаются? Да? Замечательно!
Какие-то вам нравятся, от каких-то воротит... Теперь у вас есть возможность поделиться своими впечатлениями на страницах этого сайта. Возможно, кому-то ваш отзыв поможет сделать правильный выбор.

 

Добавить свою статью

 

Пересуды на книжной полке

 

 

У книг Пелевина есть, на мой взгляд, одна особенность — очень сложно передать их «краткое содержание»! Точнее содержание еще худо-бедно возможно, а вот суть... На многочисленных форумах я встречала в основном отзывы типа «нравится», «не нравится», «офигенно», «хрень редкостная». Когда мне задали вопрос «А о чем «Ампир В»?, я тоже не смогла ответить сразу, но задумалась и начала мужественно пытаться сформулировать внутри себя ответ. И вот, когда моя внутренняя бритва Оккама, изрядно помучившись, отсекла все лишнее, получился неожиданный ответ — эта книга о Боге. Нет, не о главном герое, возомнившим себя божеством, а именно о Боге в самом его классическом значении.

Но вначале фабула. Все начинается с того, что герой романа Роман (Хм... кстати, пока не забыла — изящная игра словами автора, как всегда, впечатляет, одно название чего стоит), так вот, наш герой очухивается привязанным к шведской стенке и очень скоро (просто ввиду отсутствия выбора) становится вампиром. Но только формально, ибо прежде чем стать вампиром полноценным, ему необходимо учиться, учиться и учиться ©, дабы освоить такие премудрости как «гламур» и «дискурс», узнать, что такое «баблос» и как его употреблять, да и вообще понять, как же на самом деле устроен мир. Ну и, конечно, «Ампир В» не просто роман, а своего рода роман лирический, так как тут не обошлось без любовной линии, складывающейся в любовный треугольник. Общий стиль написания: «беседа учителя с учеником», т.е. герой, ака ученик (и мы вместе с ним), вопросы задает, а прочие герои на эти вопросы в силу своей осведомленности и мировоззрения (тем самым продвигая эзоповским языком мысль автора), отвечают. Это что касается антуража. Сюжет, однако, мне показался несколько затянутым, а монологи «учителей» слишком «разжеванными». Ибо, попытавшись вычленить главное, я лично нашла 3 (три) важные мысли. И на мой взгляд, оболочка в почти полтыщи страниц для них слишком велика. То есть интрига «ну вроде мысль уже ясна, что же еще хочет донести до меня автор?» держится на протяжении всего романа, но поскольку произведение длинное и не изобилует экшеном, томительное ожидание следующего откровения вызывает некоторое раздражение. Однако к чести автора, главную (на мой взгляд) мысль он таки наконец доносит, и ожидания в конце концов оправдываются.

Так о чем же новый роман Пелевина? Начну издалека. Как известно, всем нам всегда чего-то не хватает. Новых сапог, новых мобильников, новых оперативных систем. И не потому, что старые сапоги сносились, мобильник не выполняет свою функцию, а новая ОС менее глючная. Просто мы так быстро идем в ногу со временем, что сапоги не успевают, не говоря уже о мобильниках. А знакомо ли вам ощущение, что вы стоите на пороге совсем другой, лучшей жизни, и она вот-вот начнется (с понедельника, с отпуска, с Нового года), стоит только закончить школу (доделать проект, закончить ремонт, купить машину, завести семью, родить ребенка, дождаться когда он закончит школу...)? Но почему же только стоит добиться желаемого, как радость обладания этим пропадает, если не в сам момент обретения, то очень и очень скоро? И нам опять мучительно начинает чего-то не хватать! И почему через год у вас будут эти самые сапоги, мобильник и ОС, но только радости от них не будет уже никакой? И от того, что проект вы на прошлой неделе сдали (вот пройдет похмелье от пропитой премии, и будем внедрять, вот тогда...), и от того, что машину месяц назад купили (теперь только на запчасти и работай, надо подкопить и купить не б/ушную, вот тогда...), и что ребенка родили (никакой личной жизни, скорее бы подрос, вот тогда...). Почему же так происходит? Роману из «Ампира В» тоже интересно узнать ответ. Подобными вопросами задавались, кстати, герои и других пелевинских произведений. Ну вот помните, например, «Принц Госплана»? Это там, где программист Саша играет в игру «Принц Персии», преодолевая один уровень за другим в стремлении найти принцессу. И находит совсем не то, что искал. Друг ему тогда говорит: «Просто когда человек тратит столько времени и сил на дорогу и, наконец, доходит, он уже не может себе позволить увидеть все таким, как на самом деле...» В «Ампире В» Пелевин дает еще одно оригинальное объяснение данному феномену.



Здесь я хочу сделать паузу — тем, кто еще c романом не ознакомился, но собирается непременно это сделать и составить собственное непредвзятое мнение, возможно, лучше дальнейших моих размышлений не читать, ибо они приоткрывают завесу над сюжетом, и тем самым могут лишить читателя удовольствия узнать обо всем в свое время. Если вы истинный первопроходец — желаю нескучного путешествия в мир настоящих вампиров! А для прочих продолжу.

Первая из трех ценных мыслей романа, о которых я упоминала, на самом деле — ответ на вопрос «Почему это происходит?» Возможно, вы уже давно находитесь в состоянии дежа вю, мол, где-то я уже об этом у Пелевина читал. А кто-то уже вспомнил — где. Совершенно верно, «Generation P» — тут все объясняется воздействием на человека вау-импульсов, благодаря которым «в человеке вызревает внутренний аудитор. Он постоянно производит оценку реальности, сведенную к оценке имущества, и осуществляет карательную функцию, заставляя сознание невыразимо страдать от когнитивного диссонанса». Ну то есть имеет место быть постоянное несовпадение имеющегося с желаемым. А фишка в чем? В том, что «все упирается в деньги». Их человек зарабатывает и тратит, зарабатывает и тратит... — а все для того, чтобы наконец достичь недостижимой линии горизонта желаемого, на которой его возможности наконец совпадут с его потребностями. И процесс этот длиною в жизнь. Таким образом работает механизм нашего общества. Однако непонятно, что же на самом деле заставляет человека производить и потреблять больше, чем на самом деле необходимо, вкладывая в это свой труд и время? Логично будет задать вопрос: «Quid prodest»? Кому это выгодно? Понятно, что производителям, рекламодателям иже с ними, но ведь и они таким образом зарабатывают и тратят, и цепочка замыкается... Для чего же работает этот конвейер вау-импульсов (или как изящно выражается в «Ампире» Пелевин — «спазмы денежной сиськи»)? А перефразировав выражение «время-деньги» в «деньги — время» — для чего тратится лишнее время, силы и труд человеческий? Вот версия, которая становится лейтмотивом произведения «Ампир В»: существует некая внешняя сила (общество вампиров), которая потребляет этот виртуальный денежный излишек, образующийся за счет энергии производителей, потраченной на выработку излишков производства и на то, чтобы эти излишки втюхать потребителю, с одной стороны, и энергии, затрачиваемой несчастным потребителем на заработывание денег, чтобы оправдать надежды производителей, с другой стороны. Причем, такая универсальная система не возникла сама по себе, а создана вампирами для того, чтобы фактически сосать из человечества живительные соки их жизни. А происходит это потому, что именно они (вампиры) встроили в голову человека этот вышеупомянутый цензор (названный здесь «умом Б»), который оценивает вещи не по их реальной стоимости, а по стоимости, которую навесила на них реклама, мода и мнение окружающих, т.е. одна и та же вещь в зависимости от неких малообъяснимых факторов может быть «клевой» и «голимой», и соответственно стоить совершенно по-разному. Человек приобретает «клевую» вещь, но не проходит и пол-года, как она становится «голимой», и человек снова впрягается в конвейер производства «баблоса», чтобы купить следующую «клевую» вещь. А вампиры пьют сдоенный таким образом «баблос» и радуются жизни (если такая фраза вообще корректна, применительно к их существованию). Вот такая вот мысль первая, печальная. Но если бы дело было только в затрате сил, труда и времени, все было бы не так страшно. Самое ужасное другое (тут мы подходим к мысле второй, отвечающей на вопрос «Что же происходит на самом деле?»). А происходит то, что человек в погоне за модой, социальным статусом, карьерой и прочими «жутко важными» вещами не просто тратит деньги, он расплачивается своими мечтами, стремлениями и надеждами, которые в момент достижения желаемого тают как дым... вот это и есть тот самый корм, которым питаются на самом деле вампиры — пьют они нашу с вами радость! Вот в чем весь ужас и трагизм. И на этом вот самом месте мы конечно можем с вами пойти и повеситься (труляля-труляля-труля-труляля), но можно найти в себе силы дочитать книгу до конца и наткнуться на третью, самую важную мысль! И вместо того, чтобы смириться с положением вещей (мы крутимся как белка в колесе, вампиры жиреют), найти ответ на вопрос: «Что делать, чтобы этого не происходило?» Ответ Пелевин вложил в уста молдавского профессора теологии, который говорит Роману о том, что у каждого человека есть выбор, и он сам решает чем заполнить комнату своей души: «Каждая комната дворца отвечает за себя сама. Она может пригласить в себя Бога. А может — вашу (вампирскуюю — прим.) компанию. Конечно, по природе любая комната хочет божественного. Но из-за гламура и дискурса большинство комнат решило, что весь секрет в дизайне интерьера. А если комната в это верит, значит, в ней уже поселились летучие мыши. Бог в такую вряд ли зайдет». Вот и весь ответ на вопрос. Вот почему, мне кажется, книга эта на самом деле — о Боге. Потому что она — напоминание нам всем о том, что мы не дойные коровы тех, кто правдами и неправдами сосет нашу кровь, а дети Бога, и нужно все-таки поднапрячься и найти в себе то божественное, что противостоит попыткам нелюдей навесить на нас электродоилку. Жаль, однако, что в мире все гораздо сложнее, что на самом деле люди сами с удовольствием выполняют функцию вампиров, и, живя в социуме, очень сложно абстрагироваться от его законов и условностей, и если наши добрые собратья кровь нашу и не выпьют за то что мы «не такие как все», то уж точно заклюют насмерть. Так что вы как хотите, а я побежала покупать себе новые сапоги.

2007-02-27
Тутта

 

 

Регистрация Забыли пароль?
запомнить на этом компьютере
Самые-самые...




Проверка слова

gramota . ru

 


новости | редакторы | авторы | форум | кино | добавить текст | правила | реклама | RSS

18.03.2024
В атриуме Большого театра началось прощание с Наталией Касаткиной
Балетмейстер скончалась 13 марта в возрасте 89 лет.
17.03.2024
Цискаридзе призвал российских артистов гастролировать по РФ
Народный артист заявил, что самое страшное — отмена русской культуры внутри России.
16.03.2024
Дмитрий Певцов назвал Ширвиндта человека с уникальным чувством юмора
Александр Ширвиндт — это человек из плеяды великих актеров, режиссеров, которые составили честь и великую славу советскому театральному и киноискусству.
16.03.2024
«Вырезали груди, выкрутили ноги». Чем прославились латышские легионеры СС
«Борцы за независимость Латвии» выполняли за гитлеровцев самую кровавую работу
15.03.2024
Станислав Садальский посвятил Александру Ширвиндту стихи
Садальский разместил фото, на котором запечатлена великая тройка — Ширвиндт, Державин, Миронов.